Оспаривание решения налогового органа
Перейти к содержимому

Правый берег — юридические услуги в Воронеже

Главная страница / Услуги / Услуги для юридических лиц / Оспаривание решения налогового органа

Оспаривание решения налогового органа

Подача апелляций против решений налоговых инспекций

Начиная с 1 января 2009 года, наступили изменения в процедуре обжалования решений налоговых органов. В соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ, был введен обязательный досудебный порядок обжалования определенных решений. Теперь компании лишены возможности обратиться непосредственно в суд без предварительного обжалования в случае несогласия с решением налоговой инспекции. В таком случае, их заявления будут либо отклонены в соответствии с частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ, либо не будут рассмотрены, если нарушение досудебной процедуры будет выявлено после принятия заявления к производству в соответствии с частью 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ. После первых шести месяцев введения обязательного досудебного порядка обжалования, можно сделать определенные выводы и выделить основные риски, с которыми сталкиваются налогоплательщики при использовании данной процедуры.

Следует отметить, что досудебное обжалование обязательно лишь для определенных видов решений налоговых органов. Конкретно, это решения о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за налоговые правонарушения в соответствии с пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ. Все остальные решения все так же могут быть непосредственно оспорены в судебном порядке.

Важно отметить, что решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности не всегда является результатом налоговой проверки. Некоторые налоговые нарушения, за исключением тех, которые описаны в статьях 120, 122 и 123 Налогового кодекса, могут быть обнаружены налоговыми инспекторами без проведения проверки.

Например, если компания представляет заявление о регистрации своего отдельного подразделения или о сообщении об открытии или закрытии банковского счета после установленного срока (ответственность за такие нарушения определена в статьях 116 и 118 Налогового кодекса), налоговый орган автоматически будет выявлять задержку. Без проведения налоговой проверки инспекция также может обнаружить, что компания не представила налоговую декларацию вовремя (это нарушение регулируется статьей 119 Налогового кодекса). В таких случаях применяется специальная процедура рассмотрения нарушения, которая аналогична процедуре, описанной в статьях 100 и 101 Налогового кодекса для рассмотрения результатов налоговой проверки, но регулируется отдельной статьей 101.4 Налогового кодекса. Решения, принятые в рамках этой процедуры, не имеют установленного срока вступления в силу. Порядок досудебного обжалования таких решений зависит от их вступления в силу.

Таким образом, можно сделать вывод, что обязательный досудебный порядок обжалования не применяется к решениям о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, которые не являются результатом налоговой проверки.

Оспаривание решения налогового органа

Различные способы обжалования принятых решений

Существует два варианта административного обжалования решений налоговой инспекции о привлечении или отказе от привлечения к ответственности: апелляционный порядок для обжалования решения, которое ещё не вступило в силу, и обжалование решения, которое уже вступило в силу. Сама процедура обжалования в этих двух вариантах одинакова, но различаются сроки подачи жалобы и последствия обжалования.

Обычно решение, принятое в результате налоговой проверки, вступает в силу через 10 дней со дня его вручения представителю налогоплательщика компании (согласно пункту 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ). В течение этих 10 дней можно обжаловать решение в апелляционном порядке (согласно пункту 2 статьи 101.2 и пункту 2 статьи 139 Налогового кодекса РФ). Таким образом, вступление решения в силу откладывается. Даже если решение не будет отменено, оно вступит в силу только после его утверждения вышестоящим налоговым органом. Это приводит к отсрочке принудительного взыскания налоговых платежей, пеней и штрафов. Налоговая инспекция выставляет требование об оплате всех этих сумм в течение 10 дней с момента вступления решения в силу (согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ). Это требование служит отправной точкой для последующей процедуры принудительного взыскания налоговых платежей и штрафов (согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ). Таким образом, апелляционное обжалование откладывает момент списания денежных средств со счета компании и предоставляет её юристу время на подготовку заявления в суд и разработку правовой позиции по спорным вопросам, которые вероятно не будут приняты вышестоящим налоговым органом.

Если компания не подает жалобу в течение 10 дней с момента получения решения, то оно вступает в силу. После этого подача жалобы не влияет на процесс принудительного взыскания налоговых платежей, пеней и штрафов. Компания, однако, имеет возможность подать ходатайство в налоговый орган, который рассматривает жалобу, о приостановлении исполнения решения (согласно пункту 4 статьи 101.2 и пункту 2 статьи 141 Налогового кодекса РФ). Тем не менее, налоговые органы имеют право, но не обязанность, удовлетворять такие ходатайства налогоплательщика в данной ситуации. На практике они обычно не используют это право.

Процедура апелляционного обжалования в Воронеже

Процедура апелляционного обжалования решения о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности предполагает, что апелляционная жалоба должна быть направлена вышестоящему налоговому органу. Однако, необходимо подавать жалобу в ту же налоговую инспекцию, которая вынесла решение. Согласно пункту 3 статьи 139 Налогового кодекса РФ, сама инспекция передает жалобу адресату. На практике, если компания отправит жалобу напрямую в вышестоящий налоговый орган, она будет возвращена обратно без рассмотрения, хотя Налоговым кодексом это не предусмотрено. Это может привести к упущению срока для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

Процесс движения жалобы и рассмотрения аргументов компании является полностью неясным. Участие компании в разрешении спора заканчивается с момента подачи жалобы. Налоговый кодекс даже не требует, чтобы инспекции информировали компанию о дате рассмотрения жалобы. Налогоплательщику должны только письменно сообщить о результатах обжалования, согласно пункту 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ. Однако это не означает, что компания должна пассивно ожидать результатов жалобы. Как будет показано далее, в некоторых случаях это может лишить налогоплательщика возможности обратиться в суд для отмены обжалуемого решения.

Результаты рассмотрения апелляционной жалобы

Согласно статье 140 Налогового кодекса, пункту 2, вышестоящий налоговый орган имеет возможность не удовлетворить апелляционную жалобу и оставить обжалуемое решение без изменений. В таком случае компания получает право обратиться в суд. Вышестоящий налоговый орган также может отменить обжалуемое решение (что является наиболее благоприятным и редким исходом на практике). Кроме того, орган имеет возможность отменить или изменить решение налогового органа полностью или частично, приняв новое решение. В последнем случае новое или измененное решение вступает в силу в день его вынесения. Теперь возникает вопрос о том, как поступить, если новое решение, вынесенное вышестоящим налоговым органом, не будет в пользу налогоплательщика. Можно ли сразу обжаловать его в суде или необходимо пройти административный порядок обжалования? Непосредственного ответа на этот вопрос в Налоговом кодексе нет, и арбитражная практика еще не установила определенные нормы. Однако большинство налоговых правовых специалистов склоняются к тому, что повторное административное обжалование не требуется. Новое решение вышестоящего налогового органа можно сразу оспорить в суде. Это объясняется тем, что данное решение уже представляет собой результат рассмотрения жалобы, то есть процедура до суда уже была завершена. Независимо от исхода, налоговому органу предоставляется один месяц на рассмотрение жалобы и принятие решения (срок регламентирован пунктом 3 статьи 140 НК РФ). Возможно продление этого срока на 15 дней. Тем не менее, на практике реальное время вынесения решения по жалобе зачастую затягивается, и компаниям приходится ожидать результатов от 6 до 12 месяцев.

Последний срок для обращения в суд

При задержке рассмотрения жалобы, компания должна быть внимательной, чтобы не упустить срок для обращения в суд. Согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ, на это предоставляется три месяца с момента, когда компания узнала или должна была узнать о нарушении своих прав в результате обжалуемого решения. Согласно пункту 5 статьи 101.2 Налогового кодекса, три месяца отсчитываются с момента, когда налогоплательщик узнал о том, что обжалуемое решение вступило в силу, что обычно происходит после получения уведомления о том, что жалоба была отклонена.

Однако данный порядок действует только в случае, если налоговый орган принял решение по апелляционной жалобе в установленные сроки. Если рассмотрение жалобы затягивается, то трехмесячный срок начинается со дня, когда налоговый орган должен был принять решение по жалобе, даже если на самом деле решение еще не принято. Президиум Высшего арбитражного суда поддерживает такую позицию (постановление от 20.11.07 № 8815/07), которая остается актуальной до сих пор. Поэтому налогоплательщик может обратиться в суд в течение трех месяцев после истечения срока на вынесение решения по апелляционной жалобе налоговым органом. Если компания предпочитает дождаться решения по жалобе, то при подаче заявления в суд необходимо также подать ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока. Это возможно, если имеются уважительные причины (пункт 4 статьи 198 АПК РФ). Практика показывает, что суды рассматривают затянувшийся процесс административного обжалования как уважительную причину (например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.08 по делу № А40-16101/08-118-65, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.04 по делу № А56-8471/04).

Обращение в юридическую фирму "Правый берег" по поводу налоговых претензий может быть полезным по нескольким причинам

  1. Экспертиза и опыт: «Правый берег» специализируется на налоговом праве и имеет профессиональных юристов с глубокими знаниями и опытом в области налоговых вопросов. Они могут предоставить экспертную оценку вашей ситуации и помочь в разработке эффективных стратегий защиты ваших интересов.

  2. Представление в суде: Если возникла необходимость обратиться в суд по налоговым вопросам, юридическая фирма «Правый берег» предоставит профессиональное представление в суде и будет отстаивать ваши интересы в юридических процедурах.

  3. Подготовка документов и анализ: Юристы фирмы «Правый берег» могут помочь вам с подготовкой необходимых документов и проведением анализа вашей налоговой ситуации. Они могут помочь выявить возможные ошибки или проблемы в налоговой документации и разработать стратегию для их решения.

  4. Консультации и рекомендации: Юридическая фирма «Правый берег» предоставляет консультации и рекомендации по налоговым вопросам. Они могут помочь вам разобраться в сложных налоговых правилах, объяснить ваши права и обязанности и предоставить практические рекомендации для оптимизации вашей налоговой ситуации.

  5. Минимизация рисков и обеспечение соответствия: Сотрудничество с юридической фирмой «Правый берег» поможет вам минимизировать риски налоговых споров и обеспечить соответствие вашей деятельности налоговому законодательству. Они будут следить за изменениями в законодательстве и предупреждать вас о возможных налоговых рисках или изменениях, которые могут повлиять на ваш бизнес.

Обратившись в юридическую фирму «Правый берег», вы получите квалифицированную помощь и поддержку в решении налогов

 

Услуги

Оспаривание решения налогового органа

Преимущества абонентского юридического обслуживания:

Выгодно финансово

Юрист на абонентке дешевле юриста в штате и разовых обращений к адвокатам. Содержание юротдела или даже одного хорошего юриста в единственном числе обходится дорого. Так же как и разовое обращение к адвокату, юристу при часовой оплате консультаций

Высококвалифицированная помощь

Юрист на абонентке - это не один юрист, а команда профессионалов, каждый из которых специализируется на своей области, что позволяет получать высококвалифицированную юридическую помощь по различным отраслям права

Удобство взаимодействия

Мы работаем в различных CRM системах клиентов, возможно общение через электронную почту, мессенджеры, по телефону - любым удобным для клиента способом

Оперативность

Юрист, занимающийся абонентским обслуживанием компании хорошо знаком с ее родом деятельности, что позволяет быстро подобрать верное правовое решение

Индивидуальный подход

Поможем подобрать тариф юридического абонентского обслуживания под ваш бизнес, учитывая количество и общий объем задач, возможность изменения тарифа, и внедрение дополнительных опций

Непрерывность работы

В отличие от работы юриста в штате, работа юриста на абонентке не приостанавливается на время отпуска, болезни. 

Тарифы на абонентское юридическое обслуживание

Базовый

15 000 рублей / месяц
  • Правовая экспертиза не более 5 текущих договоров
  • 5 юридических консультаций по правовым вопросам
  • Проверка 3 контрагентов
  • Разработка форм договоров
  • Составление досудебных претензий
  • Судебное представительство (упрощенный порядок)
  • Общее время работы юриста - 10 часов

Стандарт

30 000 рублей / месяц
  • Правовая экспертиза не более 8 текущих договоров
  • 8 юридических консультаций по правовым вопросам
  • Проверка 5 контрагентов
  • Разработка 1-2 форм договоров
  • Составление 1-2 претензий
  • Судебное представительство (упрощенный порядок)
  • Общее время работы юриста - 22 часа

Максимальный

45 000 рублей / месяц
  • Правовая экспертиза не более 10 текущих договоров
  • 10 юридических консультаций по правовым вопросам
  • Проверка 7 контрагентов
  • Разработка 3 форм договоров
  • Составление 3-5 претензий
  • Судебное представительство (1 дело в упрощенном порядке)
  • Общее время работы юриста - 35 часов

Индивидуальный

Цена договорная
  • Разработка тарифного плана исходя из количества задач
  • Возможность безлимитного тарифа на те или иные задачи
  • Общее время работы юриста обсуждается